ХОЛИКИ А.,

РАХИМОВ Н.Т.

 

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕВЕНТИВНОЙ ДИПЛОМАТИИ

 

     Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон,

     Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов

     и первый заместитель Генерального Секретаря ООН

     Линн Паско разрезали символическую ленту перед входом

    в здание Регионального Центра превентивной дипломатии

    ООН, что означало официальное начало его работы.

    

          «Народная газета», 12 декабря 2007 г.

 

Конфликты существовали всегда, и всегда человечество стремилось найти механизмы воздействия на них. Вторая половина ХХ века и особенно последние два десятилетия прошлого столетия ознаменовались большим всплеском конфликтов разного типа и уровня, что сделало актуальной проблему предотвращения конфликтов и привело к поискам решения этой проблемы.

В настоящее время, в связи с попытками предупреждения или вмешательства в конфликт, политологи часто используют выражение «превентивная дипломатия». Одним из недавних шагов в этом направлении стало официальное открытие Регионального Центра Организации Объединённых Наций по превентивной дипломатии в Ашхабаде. К этому событию была приурочена и Международная конференция «Превентивная дипломатия и международное сотрудничество» (10 декабря 2007 года, Ашхабад, Туркменистан), на которой выступил с докладом Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон х1].

Хотя сам термин «превентивная дипломатия» относительно новый в политологии, его истоки как элемента, связанного с конфликтом и конфликтной ситуацией, уходят в глубокую древность. Это показывает история человеческой цивилизации, которая насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе. Возникновение государственности тоже можно рассматривать как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов. В древнейших законах хеттского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) содержатся десятки способов разрешения конфликтных ситуаций. По преданию, царь Соломон (965-928 гг. до н.э.) прославился благодаря мудрости и умению избегать и разрешать конфликты.

В среде арийских племён также осуществлялись переговоры для разрешения конфликтов и иных ситуаций. Согласно Авесте, гарантом несокрушимости межплеменных договоров выступает бог Митра х2].

В древней Индии в Ш тысо н.э. существовала развитая дипломатия. Согласно законам Ману, там уже существовали зачатки международного права и дипломатии как искусства. Индийская дипломатия обращала внимание на профессиональные качества дипломата, от которых зависели результаты его зарубежной миссии. Индийские дипломаты задумывались и о методах предотвращения войны (современная превентивная дипломатия), и в связи с этим к зарубежной службе предъявлялись требования распознать планы иностранного государства, предохранять страну от грозящей ей опасности х3].

На протяжении веков лучшие умы человечества создавали теоретические модели бесконфликтного общества, а порой пытались воплотить их в реальную жизнь.

К великому сожалению, все заканчивалось неудачей и порождало еще более ожесточенные конфликты.

Человечество за свою историю накопило огромный опыт как в завязывании, так и в разрешении разнообразных конфликтов – от детских ссор до мировых войн. Изучение и обобщение этого опыта привело в ХХ веке к формированию особой области знаний о конфликтах и способах их урегулирования – конфликтологии. Однако, в этой науке концепция превентивной дипломатии, включающая в себя её определение и методы, долгое время оставалась слабо разработанной.

Автором термина «превентивная дипломатия» принято считать Генерального секретаря ООН Дага Хаммаршельда, который стал употреблять его в конце 50-х годов, но впервые определение термина «превентивная дипломатия» прозвучало в Отчете Генерального секретаря в 1960 году. Д.Хаммаршельд обозначил термином «превентивная дипломатия» усилия Организации Объединенных Наций по локализации споров и войн, способных усугубить конфронтацию между двумя противоборствующими сторонами х4]. В условиях «холодной войны» в малые конфликты могли вмешаться супердержавы Запада и Востока и спровоцировать третью мировую войну. Даг Хаммаршельд призывал оказывать ООН большую поддержку и признавать ту важную роль, которую она играет в недопущении превращения локальных конфликтов в глобальные. По мнению Д. Хаммаршельда, ООН через Генерального секретаря и Совет Безопасности действовала как агент превентивной дипломатии, используя такие методы, как посредничество, добрые услуги, миссии по установлению фактов, оказание экономической помощи и операции по поддержанию мира. Однако в 60-70-тые годы идея превентивной дипломатии не рассматривалась как отдельная концепция, в силу чего ей придавали относительно малое значение.

Следующим, кто использовал термин «превентивная дипломатия», но уже через 30 лет, был другой Генеральный секретарь ООН - Бутрос Бутрос-Гали. В 90-ые годы он расширил и популяризовал это понятие. В своем известном отчёте «Повестка дня для мира» Бутрос Бутрос-Гали указал, что превентивная дипломатия должна стать одним из четырех ключевых элементов в деятельности ООН, направленной на поддержку наиболее влиятельных стран для прекращения как давнишних, так и вновь возникающих межгосударственных, гражданских и этнических войн. Именно исходя из этого, Бутрос Бутрос-Гали предлагал в своём отчете определение превентивной дипломатии. По мнению Бутроса Бутрос-Гали, превентивная дипломатия – это «действия, направленные на предотвращение возникновения споров между сторонами, предотвращение обострения существующих споров до уровня конфликта и ограничение распространения уже появившихся конфликтов» х5].

Каждое из вышеприведённых определений превентивной дипломатии отражало реалии своего времени и соответствующей ситуации. Концепция Д.Хаммаршельда ставила целью усилить роль Генерального секретаря и Совета Безопасности ООН в период «холодной войны» и расширить набор используемых ими методов. Основанием для начала превентивных действий по Д.Хаммаршельду служило то, что ситуация содержала опасность перерастания в более обширный кризис или войну между Востоком и Западом.

В начале 90-х годов ХХ столетия ситуация в мировой политике была иной, и прежде всего – это уход «холодной войны». Поэтому подход Бутроса-Гали базируется на представлении о реагировании на насильственные конфликты по мере их возникновения и распространения. Время диктовало необходимость выработки концепции превентивной дипломатии, отвечающей обстановке, сложившейся во второй половине 90-х годов. Очень часто термины «превентивная дипломатия» и «предотвращение кризисов» заменяли друг друга.

Вплоть до 90-х годов конфликтологам не удавалось выработать ни общей, признаваемой всеми терминологии, ни единой методологии экспертизы и мониторинга конфликтов. В 1993 году состоялась конференция по «Раннему предупреждению социальных конфликтов и гуманитарных кризисов», организованная Центром по урегулированию международных конфликтов при Мэрилендском университете (США). На этом научном форуме было принято решение о совместной работе всех специалистов над созданием моделей раннего предупреждения конфликтов, банков данных и сетей обмена информацией для раннего предупреждения кризисных ситуаций, а также над систематизацией терминов и выражений, связанных с предупреждением конфликтов.

Известные конфликтологи Барбара Харфф и Тед Роберт Герр предложили глоссарий, в котором превентивная дипломатия (pкуvуntivу diplomacy) трактуется как «невоенные методы, используемые для предотвращения эскалации кризиса в открытый конфликт, такие как ознакомительные миссии для посредничества и арбитража, выработки формальных предупреждений о возможных санкциях и политических или материальных стимулов» х6].

Наиболее полно концепция превентивной дипломатии нашла отражение в работах научного сотрудника Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, а также старшего консультанта Международной корпорации по управлению системами Майкла Ланда. Он исходил из того, что концептуальным ядром превентивной дипломатии является недопущение неуправляемой эскалации мирных споров в постоянное насилие и применение вооруженной силы. В своей книге, посвященной концепции, методам и целям превентивной дипломатии, М.Ланд определяет её так: «Это деятельность, осуществляемая в уязвимых регионах в сложное время с целью избежания угрозы использования или самого использования государствами или группами вооружённой силы и схожих форм принуждения для улаживания политических разногласий, которые могли возникнуть вследствие дестабилизирующего влияния экономических, социальных, политических или глобальных перемен», и далее М.Ланд пишет, что «такая деятельность может включать использование целого ряда «дипломатических» (в узком смысле), политических, военных, экономических и других механизмов и может осуществляться правительствами, межгосударственными и неправительственными организациями, отдельными людьми или самими сторонами в споре» х7].

В настоящее время используется много терминов, обозначающих типы дипломатии, внешней политики и вмешательства в конфликт: дипломатия мирного времени, кризисная дипломатия, превентивная дипломатия и т.д. Такая ситуация часто мешает как ученым, так и практикам, занимающимся конфликтами и конфликтологией. Определение, разработанное М.Ландом, помогает избежать большей части путаницы между превентивной дипломатией и другими терминами, используемыми для обозначения вышеназванных других типов дипломатии.

Следует признать весьма удачной разработанную М.Ландом схему развития споров и конфликтов. В колонке, отражающей пять уровней, обозначенных как «Стадии мира или конфликта», помещены и разные типы дипломатии или вмешательства в конфликт, соответствующие стадиям развития конфликта. При этом важно то, что каждая группа терминов отражает определённую последовательность вмешательств.

Дипломатия мирного времени – это тип отношений государств между собой в мирное время. Такие международные отношения, как правило, между странами-партнёрами бывают стабильными, это обычные международные отношения, в том числе внешняя и оборонная политика.

Кризисная дипломатия или кризисное регулирование включает усилия по улаживанию трений и споров, по своей интенсивности достигших уровня конфронтации с угрозами применения силы и высокой долей вероятности вспышки насилия. Между этими двумя дипломатиями М.Ланд помещает превентивную дипломатию.

По схеме М.Ланда к превентивной дипломатии обычно обращаются тогда, когда нарастающая напряженность способна передвинуть взаимоотношения между сторонами из уровня стабильного мира к уровню нестабильного или дальше. Превентивная дипломатия применяется не только в ситуациях, в которых в последнее время не было конфликтов, но и в таких постконфликтных ситуациях, где насилие и принуждение были по большей части прекращены, но усилия по постконфликтному построению мира, скорее всего, оказались недостаточными для того, чтобы привести конфликт к стадии стабильного мира и избежать риска повторной эскалации. Исходя из этого, Ланд определяет и цель превентивной дипломатии - «не позволить существующим или потенциальным спорам принять форму конфронтации или тотального насилия, а наоборот, вернуть их в русло обычной дипломатии, национальной политики или даже долговременного мира». х8]

Превентивная дипломатия сосредоточена на действиях в нестабильных регионах в те периоды, когда нарастает или уже является высокой вероятность того, что режимы или отдельные люди для «решения» возникших политических разногласий возьмутся за оружие или станут применять иные формы принуждения. Современный мир и нынешние международные отношения требуют более внимательного изучения ситуации и умения не только предвидеть, но и принять меры по предотвращению осложнений отношений, которые могут вызвать вооруженное насилие х9].

Конфликтологи знают, что появление подобных разногласий следует ожидать в тех регионах, где происходят быстрые или кардинальные изменения (смена политической, экономической или военной власти), которые подрывают работу существующих институтов и других механизмов, обычно используемых для мирного разрешения споров. М.Ланд отмечает, что «при этом превентивная дипломатия сама по себе не стремится уладить все споры или конфликты интересов, разрешить все социальные или экономические проблемы и удовлетворить все человеческие потребности», для использования превентивной дипломатии необходимы определённые условия, то есть «она начинает применяться только тогда, когда стратегии, институты и процедуры по устранению противоречий или поддержанию процесса упорядоченного разрешения, используемые государством или группами на местном, национальном или региональном уровнях, либо не существуют, либо разваливаются, либо не в состоянии регулировать политические разногласия и конфликты интересов, тем самым значительно повышая вероятность военных действий и других форм принуждения или вспышек широкомасштабного насилия» х10].

Превентивная дипломатия неоднородна и состоит из огромного разнообразия типов, механизмов (или «инструментов») и агентов вмешательства. Ключевым фактором превентивной дипломатии является время её применения относительно развивающихся условий в той или иной точке региона. Соответственно превентивная дипломатия не ограничивается каким-то конкретным механизмом или деятелем.

Алекс П.Шмид в своём Словаре-справочнике по раннему предупреждению и предотвращению конфликтов х11] предлагает рассматривать превентивную дипломатию на основе определения Бутроса Бутрос-Гали, с учётом выводов Комиссии Карнеги и мнений Г.Эванса х12]. Исходя из анализа этих данных, А.П.Шмид четко выделяет несколько видов превентивной дипломатии: 1) Раннюю превентивную дипломатию; «оказание квалифицированной помощи посредством добрых услуг, посредничества и других мирных методов в урегулировании споров задолго до того, как станет вероятным возникновение вооруженного конфликта». 2) Позднюю превентивную дипломатию; «попытки (часто с участием самого Генерального секретаря ООН), опираясь на Совет Безопасности ООН убедить стороны воздержаться от разрыва отношений, который кажется неизбежным» (Уvans, 1993, c.10). В отличие от «традиционной дипломатии», превентивная дипломатия включает в себя как односторонние, так и многосторонние усилия «по оказанию давления, уговариванию, арбитражу, посредничеству или предоставлению «добрых услуг», с тем чтобы подтолкнуть стороны к диалогу и облегчить мирное разрешение конфликта (Caкnуgiу Commission, 1997). 3) Превентивную дипломатию, которая «представляет собой меры, направленные на предотвращение нарушения мирных соглашений. Её целью является предотвращение перехода существующей напряженности в насилие и сдерживание уже возникших конфликтов от дальнейшего разрастания» (Intукnational Alукt, 1996).

Анализ внешней политики Республики Таджикистан показывает, что превентивная дипломатия занимает в ней большое место. Руководство республики выработало свою стратегию на устойчивое сотрудничество и безопасность в мире, на предотвращение всех видов вызовов и конфликтов и твердо придерживается этой линии. Опыт искусного использования дипломатии в межтаджикских переговорах и достижение мира дал важный пример для решения подобных конфликтов. Теоретические основы таджикского подхода к предотвращению конфликтов получили предварительное освещение в некоторых публикациях х13].

Позиция Республики Таджикистан в отношении укрепления и расширения регионального сотрудничества в Центральной Азии хорошо отражается в выступлениях и инициативах Президента Эмомали Рахмона. Как известно, в Центральной Азии много вопросов (пограничные споры, водные ресурсы, энергоресурсы и т.д.) х14], решение которых заходит в тупик. Дипломатические усилия не способствуют их разрешению, и это создает угрозу возникновения конфликта. Одной из актуальных проблем современности, которая может стать катализатором конфликтов, является вопрос водопользования в регионе и обеспечение населения питьевой водой.

На протяжении многих лет руководство Таджикистана ведет политику, направленную на предотвращение любых конфликтов, в том числе и связанных с водой. Продолжением этой политики являются и новые водные инициативы, выдвинутые Президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоном на 1-ом Азиатско-Тихоокеанском Водном Форуме, который состоялся 3 декабря 2007 г. в Токио (Япония).

Для обсуждения различных аспектов водного вопроса на глобальном уровне и рассмотрения конкретных шагов по устранению существующих проблем, связанных с водой, Эмомали Рахмон предложил созвать специальную министерскую конференцию в рамках Генеральной Ассамблеи ООН. Одним из возможных важных шагов в плане объединения усилий он назвал разработку и принятие Международной Конвенции по воде, которая определила бы универсальные принципы водной политики с учётом обеспечения интересов всех потребителей. Дипломатические усилия стран по разрешению водной проблемы могут привести и к сотрудничеству между народами и странами с учётом прав не только нынешних, но и будущих поколений на пользование водными ресурсами.

Другое предложение Президента Таджикистана Эмомали Рахмона было связано с проблемой равномерного и справедливого обеспечения питьевой водой населения всего региона. Руководитель Республики Таджикистан внёс предложение о создании Международного Консорциума по использованию Сарезского озера, расположенного на территории Республики Таджикистан, для постоянного водоснабжения 30-40 миллионов людей в Центральной Азии. Такой шаг показывает, что Президент Эмомали Рахмон готов к сотрудничеству с руководством других центральноазиатских государств в деле решения проблемы нехватки питьевой воды. Это является реальной эффективной мерой для предотвращения возможных в будущем конфликтов и практическим предложением в области превентивной дипломатии.

Как известно, избыток воды – это не всегда благо. Иногда неуправляемая водная стихия может привести к большим бедствиям. Средства массовой информации сообщают о многочисленных бедствиях и огромном материальном ущербе, приносимых разбушевавшейся водной стихией – селевыми потоками, наводнениями, весенними разливами и т.д. В этой области также необходимо наладить сотрудничество государств региона. Совместными усилиями легче решить проблему. Превентивные меры, если даже не смогут предотвратить стихию, то, во всяком случае, помогут уменьшить потери. В связи с этим на Токийском саммите Президент Таджикистана Эмомали Рахмон сообщил о решении правительства Республики Таджикистан о созыве в 2008 году в Душанбе Международной конференции по сокращению бедствий, связанных с водой.

Одной из актуальных экологических проблем, связанных с водой, является положение Аральского моря. Учёные уже давно бьют тревогу по этому вопросу. Как известно, плохо продуманная политика в области водопользования привела к сокращению Аральского моря и её высыханию. Это стало настоящей экологической катастрофой. Негативные последствия высыхания Арала ощущают во всей Центральной Азии. Как Президент Международного Фонда спасения Арала, Эмомали Рахмон предложил придать этому фонду статус Института Организации Объединённых Наций, а бассейн Аральского моря объявить приоритетным пилотным регионом для достижения Целей Развития Тысячелетия х15]. Это позволит повысить эффективность деятельности Международного Фонда и быстрее решить проблему.

Вышеназванные инициативы главы Республики Таджикистан получили одобрение и широкую поддержку среди участников Азиатско-Тихоокеанского Водного Форума. Предложения Эмомали Рахмона на саммите в Токио эксперты назвали «водно-дипломатической победой» Таджикистана х16].

Однако, как было отмечено выше, в дипломатических отношениях между странами Центральной Азии еще немало сложных вопросов. Политологи выражают большую надежду на деятельность Регионального Центра ООН по превентивной дипломатии, открытого 10 декабря в столице Туркменистана – г. Ашхабаде. Центр был открыт при участии высокопоставленных представителей ООН, ряда стран Центральной Азии и граничащих с этим регионом государств. Перед зданием Центра были подняты государственные флаги Центрально-азиатских стран – Таджикистана, Туркменистана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и флаг ООН.

Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов и первый заместитель Генерального Секретаря ООН Линн Паско разрезали символическую ленту перед входом в здание Центра, что означало официальное начало его работы. Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон поздравил Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедова с открытием Регионального Центра ООН по превентивной дипломатии, назвав это событие свидетельством роста международного авторитета Туркменистана. Он выразил надежду на то, что успешная работа этого Центра будет активно способствовать расширению регионального сотрудничества и укреплению климата доверия в Центральной Азии х17].

В связи с открытием работы Регионального Центра ООН по превентивной дипломатии в Ашхабаде состоялась Международная конференция на тему «Превентивная дипломатия и международное сотрудничество». В работе конференции приняли участие многие видные специалисты в области международных отношений из разных стран мира. Выступая на этой конференции, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон выразил удовлетворение тем, что в Центральной Азии открылся первый центр превентивной дипломатии. Он подчеркнул, что превентивная дипломатия, которая, в соответствии со своими руководящими документами, должна основываться на принципах ненасилия, профилактики и конфиденциальности, может сыграть заметную роль в деле предотвращения противоречий и создания климата доверия и сотрудничества между государствами Центральной Азии. Далее в своём докладе Эмомали Рахмон выразил уверенность в том, что данный Центр станет еще одним хорошим инструментом для решения проблем, связанных с эффективным использованием водно-энергетических ресурсов, транспортно-коммуникационных возможностей и других имеющих в Центрально-Азиатском регионе резервов.

 

Литература:

1.    Визит Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона в Туркменистан. /Народная газета. – 2007, № 50 (19604). – 12 декабря.

2.    Бойс М. Зороастрийцы. – М., 1988. – С.18

3.    Технология ведения переговоров. Рабочий учебник. – М.: Изд-во СГУ, 2002. – С.8

4.    Hammarskjold  D. Annual Report of the Secretary-General on the Work of the Organization, 16 June 1959 - 15 June 1960,

5.    Boutros-Ghali, Agenda for Peace: Preventive Diplomacy, Peacemaking, and Peace-Keeping. – New York: United Nations, 1992. – P.5

6.     Харфф Б., Герр Т.Р. Подходы к анализу этнополитической мобилизации и конфликта. //Конфликты: Теория и практика  разрешения. Опыт зарубежных исследований. Под общей редакцией Е.Ю.Садовской и И.Ю.Чупрыниной. В 3-х томах. Т.1. – Алматы, 2002. – С.203.

7.     Lund M.S. Concept, Tools and Targets// M.S. Lund (ed.) Preventing Violent Conflicts. A strategy for Preventive Diplomacy. Washington, D.C.: United States University of Peace Press. – P. 31-49

8.    Ланд Майкл. Концепция, методы и цели // Конфликтыеория и практика разрешения. Т.2. – Алматы, 2002. – С.172.

9.    Ланд Майкл. Концепция, методы и цели // Конфликты: теории и практика разрешения. Т.2. – Алматы, 2002. – С.174

10.                        Schmid A.P. Thesaurus and glossary of early warning and conflict prevention terms ( Forum on Early Warning and Early Response, 2000). – Сокращенную версию, переведённую на русский язык см.: Шмид А.П. Словарь-справочник по раннему предупреждению и предотвращению конфликтов // Конфликты: теория и практика разрешений. Опыт зарубежных исследований/Под общед.Е.Ю.Садовской и И.Ю.Чупрыниной. – Алматы, 2002. – С.277.

11.                        Carnegie Commission on preventing Deadly Conflict. Preventing Deadly Conflict. Final Report. – New York: Carnegie Corporation, 1997; Evans G. Cooperating for Peace. The Global Agenda for the 1990 and Beyong. – London: Allens & Unwin, 1993; International Alert. Resource Pack for Conflict Transformation. – London: IA, 1996 (Parts, 1-5).

12.                        Имомов А. Межтаджикский конфликт: общественное согласие и согласительные документы // Центральная Азия. – 1998. - № 2;

13.                        Рахимов Н.Т., Холики А. Водные ресурсы  -  источник  конфликтов в Центральной Азии // “Казахстан-спектр”, №2. - Алматы, 2003. – С.56-61;

14.                        Речь Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона на 1 Азиатско-Тихоокеанском Водном Саммите / Народная газета – № 49, 5 декабря – 2007

15.                        Верхотуров Д.Новые водные инициативы Эмомали Рахмона / Народная газета. - № 51, 18 декабря - 2007

16.                        Визит Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона в Туркменистан / Народная газета. – 2007, № 50 (19604). – 12 декабря.

17.                        Введение в теорию международного конфликта. – М., 1999. – С.54

18.                        Махмадов А. Согласия конфликта. – Куляб. – 1995;

19.                        Олимов М. Проблемы методологии и прогноз в изучении межтаджикских конфликтов // Центральная Азия. – 1997. - № 3.;

20.                        Раджабов С. Таджикистан: светское государство. – Худжанд, 2000.

21.                        Холики А., Рахимов Н.Т.Водные ресурсы и проблемы международных отношений в Центральной Азии // Паёми ДДХБСТ, № 3-4. – 2003. - С.57-63;

22.                        Холики А., Рахимов Н.Т. Партнерство в управлении водными ресурсами: перспективы  регионального сотрудничества // Актуальные проблемы гуманитарных наук. – Вып.4. – Худжанд, 2007. – С.81-91.

 

 

 

ХОЛИКИ А., РАХИМОВ Н.Т.

 

ТАЪРИХИ ПАЙДОИШ ВА ХОЛАТИ КУНУНИИ

ДИПЛОМАТИЯИ ПРЕВЕНТИВИ

Дар макола таърихи ташаккул ва рушди назарияи дипломатияи превентиви, роххои амалисозии ин назария дар муносибати Чумхурии Точикистон бо давлатхои дигар ва махсусан бо чумхурихои хамчавор дар замони муосир инъикос карда шудааст.

 

KHOLIKI A., RAHIMOV N.T.

 

THE HISTORY OF DEVELOPMENT AND THE MODERN POSITION OF PREVENTIVE DIPLOMACY

The article deals with the history of emergence and development of the theory of preventive diplomacy, the ways of realization of this theory in the diplomatic relations of the Republic of Tajikistan with other countries of the world, particularly with the neighbouring republics.

Hosted by uCoz