БИЖИГИТОВА К.С.

и.о. завкафедрой истории и политологии,

Казахский национальный аграрный университет,

к.и.н. (г. Алматы, Республика Казахстан)

 

ПРОБЛЕМЫ  ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА» В ВУЗАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

С подписанием Лиссабонской конвенции предпринимается попытка интегрировать казахстанскую образовательную систему в мировое образовательное пространство.  В связи с этим  в республике в последнее время происходит активизация  перехода к международным стандартам образования (внедрение 2-х ступенчатой системы: бакалавриат – магистратура, переход к кредитной системе обучения и т.д.).     

Современное видение курса «История Казахстана» предполагает его ин­терпретацию в контексте мировой истории, истории евразийского кон­тинента, кочевых цивилизаций, истории тюркских народов и стран центральноазиатского региона. Наряду с этим, возрастает его многофункциональная роль и значимость. Главная из этих функций заключается в том, что курс «История Казахстана» является государственно-значимой учебной дисциплиной, что проистекает из ее возрастающей роли в реализации приоритетных задач развития казахстанского общества. Именно поэтому данный предмет введен в учебные планы всех вузов Республики Казахстан.

Вместе с тем имеется ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться в  процессе преподавания курса «История Казахстана».

Во-первых, опыт преподавания за последние 5 лет показывает, что переход к так называемой кредитной системе  во многих вузах республики осуществляется  в основном формально, кардинальных  и качественных изменений не наблюдается, некоторые  изменения касаются разработки новой учебно-методической документации, т.е., обязательным является наличие рабочей учебной программы для преподавателя по той или иной дисциплине и силлабуса для студентов, а также замена старой системы оценки знаний студентов на новую, т.е. на буквенно-балльную, тогда как данная система предусматривает двухсторонний подход в образовании,  который направлен на применение новых нестандартных методов системы обучения со стороны преподавателя и ответную неформальную активность со стороны студентов.  

К примеру, в условиях кредитной системы обучения на дисциплину «История Казахстана» в непрофильных вузах республики по ГОСО (Государственный стандарт образования) отводится 3 кредита (135 часов, большая часть из которых отводится на самостоятельное обучение студентов, которое призвано активизировать мотивацию студентов к образовательному процессу). Однако отсутствие необходимой материально-технической базы (недостаточное наличие учебно-методической литературы  в основном на казахском языке, интернета) не позволяет студентам эффективно использовать то количество часов, которое отведено на СРС (самостоятельная работа студента).

Во-вторых, статус дисциплины «История Казахстана» за последнее время менялся не раз,  с переходом на кредитную систему обучения за ней был сохранен статус Государственного экзамена, затем он был заменен на текущий экзамен, и  в 2007 г. ему вновь определили статус Государственного экзамена.

В-третьих, повсеместное применение тестовой формы приема экзаменов по гуманитарным дисциплинам, в том числе и по курсу «История Казахстана», когда студенты заняты лишь зазубриванием правильных ответов, приводит в большей степени к механистическому восприятию знаний.  Надо заметить, что подобная преемственность по отношению к дисциплине «История Казахстана» наблюдается уже со средней общеобразовательной школы, когда учащиеся выпускных классов готовятся к сдаче ЕНТ (Единое национальное тестирование), по которому дисциплина «История Казахстана» является одним из обязательных предметов.     

И, наконец, одной из острых проблем, с которой пришлось столкнуться профессиональным историкам Казахстана  и непосредственно преподавателям в последние годы, стало появление так называемой «альтернативной истории». Представители  «альтернативной истории» пытаются   претендовать на более адекватное освещение и интерпретацию истории Казахстана по сравнению с академической наукой.

Ситуация осложняется тем, что авторы многочисленных публикаций, статей, а также учебников, в которых присутствуют явные моменты мифологизации исторического прошлого казахского народа, претендуют не только на обывательскую среду, но и пытаются активно вторгаться в образовательный процесс. При этом объективное исследование исторического прошлого на основе многочисленных первоисточников отходит на второй план, главная же задача – попытаться показать и доказать, какой народ древнее и кто занимал большую территорию.  Так, отдельные авторы при рассмотрении вопроса  этногенеза казахской народности  порой утрачивают чувство меры, выдвигая фантастические теории, считая, к примеру, империю Чингис-хана первым Казахским ханством! [1]. Речь идет о начале XIII в. Закономерно возникает вопрос: а осознавали ли казахи себя единым  народом в более поздний период, даже в XVIII-XIX вв. или для того периода было важнее идентифицировать себя с отдельным родом или жузом?

Надо заметить: опыт преподавания в высшей школе показывает, что большая часть студенчества довольно живо реагирует на подобного рода публикации, принимая их на веру.

С другой стороны, чрезмерная идеализация исторического прошлого казахского народа, однозначность подходов в освещении дискуссионных вопросов присущи и многим современным профессиональным историкам.  На наш взгляд, это касается в первую очередь достаточно сложного и противоречивого периода в политической и военной истории казахской Степи XVIII-XIX вв. К примеру, труды казахстанских исследователей по этому периоду не лишены «презентизма», когда зачастую современные представления переносятся на изучаемый исторический период. К примеру, что касается термина «колонизация», используемого исследователями, то в большинстве случаев он принимает несколько негативное толкование, когда под ним понимается только «захват» и т.д., тогда как  термин «колонизация» имеет более широкий смысл.

В этом направлении, несомненно, большую помощь преподавателям-гуманитариям окажет монография Масанова Н.Э. и др.,[2] вышедшая в 2007 г., в которой  авторами впервые предпринята попытка дать критический анализ тенденций в сфере мифологизации отдельных событий из истории Казахстана на современном этапе.  

Из всего вышеизложенного можно прийти к следующим выводам: в преподавании социально-гуманитарных дисциплин, в том числе курса «История Казахстана» в рамках кредитной системы обучения, необходимо использовать новые подходы и методы преподавания. Перспективным является применение проблемно-событийных и биографических задач, «кейс-стади», викторин, презентаций и др. Это позволяет под иным углом зрения, нестандартно интерпретировать известные исторические события, по-новому взглянуть на роль личности в истории, что способствует объективному восприятию многогранного исторического прошлого. Преподаватель в студенческой аудитории должен попытаться создать  основу для формирования диалоговой среды: приобретения студентами коммуникативного опыта, установки на самовыражение, использование своего жизненного опыта и  восприятие иных точек зрения, поиск опорных мотивов, т. е. тех волнующих студентов вопросов  и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный взгляд на  изучаемый материал.

Кроме того,  преподавателю очень важно самому разобраться в концептуальном и теоретическом плане в спорных, неоднозначно трактующихся исторических фактах и событиях,  и, наконец, с особой тщательностью подходить к вопросу подбора рекомендуемой учебно-методической литературы для студентов. 

 

БИЖИГИТОВА К.С.

МАСЪАЛАХОИ ТАЪЛИМИ КУРСИ «ТАРИХИ КАЗОКИСТОН» ДАР МАКОТИБИ ОЛИИ ЧУМХУРИИ КАЗОКИСТОН

ДАР ШАРОИТИ ХОЗИРА

Дар макола масъалахои таълими курси «Тарихи Казокистон» дар макотиби олии Чумхурии Казокистон, ки бо усули тахсилоти кредити фаъолият доранд, душворихо, муаммохо ва роххои халли онхо дар маърази тахлил кашида шудаанд.

BIJIGITOVA K. S.

THE PROBLEMS OF TEACHING THE COURSE “THE HISTORY OF KAZACHSTAN” IN HIGH ESTABLISHMENTS OF KAZACH REPUBLIC

The problems of teaching the course of “Kazach history” in high establishments , where students are taught in credit system are considered in this article”. There is also shown the ways of resolving above mentioned problem.



[1] См. Данияров К. О новой истории Казахстана. Алматы, 2004; Он же. Альтернативная история Казахстана. Алматы, 1998.

 

[2] Н.Э. Масанов, Ж.Б. Абылхожин, И.В. Ерофеева Научное знание и мифотворчество в современной историографии Казахстана. Алматы, 2007.

Hosted by uCoz