ХОДЖАЕВ Х.А.
РАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
Таможенный контроль
является одной из основных частей таможенного дела. Он необходим для проверки соблюдения
таможенных правил при перемещении юридическими и физическими лицами товаров и транспортных
средств через таможенную границу РТ.
Таможенный контроль,
как и любой контроль, состоит из наблюдения, изучения и проверки фактов. А цель
контроля - выявить нарушение таможенных правил, их причины и возможности внести
изменения в таможенные нормы и правила. Так как контроль осуществляется государственными
структурами, т.е. таможенными органами, они вправе применять необходимые меры, вплоть
до пресечения противоправных действий, а в необходимых случаях привлекать виновных
к административной или уголовной ответственности.
При осуществлении таможенного контроля можно выделить
следующие этапы:
1) получение информации, выявление обстоятельств (путем
получения объяснений, справок, отчетов, досмотров, инвентаризаций);
2)анализ информации, сопоставление ее с нормами, оценка,
выводы;
3)принятие решений, разработка предложений, применение
мер воздействия.
Поэтому таможенный
контроль является важнейшей функцией в системе таможенной службы государства.
По времени контроль
может быть предварительным, текущим и последовательным.
По объему - полным (сплошным) и выборочным.
По форме - документальным и натуральным (или фактическим).
Разновидностью
контроля является надзор, т.е. проверка соблюдения порядка соответствия деяний юридическим
нормам. Сам же контроль-понятие более емкое, более широкое, судя по тем задачам,
которые перед ним стоят. И хотя контроль чаще всего является текущим, но может быть
и предварительным и последующим.
Нормы таможенного
контроля могут быть следующими:
1.Проверка документов,
необходимых для таможенных целей.
2. Досмотр товаров
и транспортных средств.
3.Учет товаров
и транспортных средств.
4.Устный опрос
физических и должностных лиц.
5. Проверка системы
учета и отчетности.
6. Осмотр помещений,
складов, территорий и других мест хранения товаров и транспортных средств.
7. Личный досмотр
(как исключительная форма таможенного контроля).
8. Другие формы
(экспертиза, проверка финансово-хозяйственной деятельности и.т.д) не противоречащие законодательным актам РТ.
Можно обратить внимание, какие полномочия даются
таможенным органам при осуществлении контроля за товарами,
пересекающими таможенную границу РТ. Поэтому отличительной чертой таможенного контроля
от других видов контроля (налоговый, автодорожный, горный) является наличие широких
властных полномочий, значительной принудительной власти у таможенных органов, осуществляющих
его, и придание таможенным органам статуса правоохранительного и военизированного.
Как можно понять
из уже сказанного, объектами таможенного контроля являются все товары и транспортные
средства перемещаемые через таможенную границу РТ.
К субъектам таможенного
контроля следует отнести:
С одной стороны,
всех должностных лиц таможенных органов и лиц, оказывающих содействие при проведении
контроля (эксперты, специалисты и.т.д.) с другой стороны - все перемещаемые товары
и лица, оказываемые им платные услуги.
При досмотре должны
соблюдаться следующие обязанности сторон:
Обязательно должны
присутствовать декларант и лица, уполномоченные им. Заочно можно проводить досмотр
товаров при неявке заинтересованных лиц по истечении 10 дней после представления
товаров. Лица, у которых проводится досмотр, обязаны представить необходимые документы
и сведения.
Таможенное законодательство
предусматривает освобождение только от такой формы таможенного контроля, как таможенный
досмотр. При этом имеется перечень лиц, товаров и транспортных средств, освобождаемых
от таможенного контроля.
Таможенному досмотру
не подлежат:
-
личный багаж Президента РТ и следующих с ним членов
его семьи;
-
личный багаж членов Правительства, депутатов Мачлиси Оли при пересечении ими границы по служебным обязанностям;
-
иностранные военные корабли, боевые и военно – транспортные
воздушные суда и военная техника, следующая своим ходом;
-
дипломатическая почта и консульская вализа;
-
личный багаж дипломатов и членов их семей.
Помимо этого, право
освобождения от таможенного досмотра предоставлено начальнику таможенной службы
РТ или лицу его, замещающему, в тех случаях, когда это отвечает жизненно важным
интересам Республики Таджикистан. Освобождение от отдельных форм таможенного контроля
может быть осуществлено в соответствии с международными договорами после ратификации
этих договоров.
Зоны таможенного
контроля создаются в местах таможенного оформления, вдоль таможенной границы, в
других местах определяемых таможенными органами. Должностные лица таможенных органов
для осуществления таможенного контроля имеют право доступа на территорию и в помещения
любых лиц, где находятся товары, транспортные средства, документы.
При ввозе таможенный
контроль начинается с момента пересечения товарами таможенной границы РТ, а при
вывозе с момента принятия таможенной декларации. Заканчивается таможенный контроль
в момент выпуска ввезенных товаров, а при вывозе с момента пересечения таможенной
границы РТ.
Все лица - участники
ВЭД и другие, за которыми осуществляется контроль таможенных органов, обязаны представлять
им необходимые для таможенного контроля документы и сведения, а банки и другие кредитные
учреждения сведения об операциях и счетах лиц, перемещающих товары. Документы должны
храниться до 3-х лет.
Проверка документов
и досмотр товаров осуществляется в 10 - дневный срок с
момента принятия декларации, а в случаях,
когда необходимо предъявление товаров- с момента предъявления. В отношении товаров,
ввозимых (вывозимых) при стихийных бедствиях, катастрофах, скоропорта,
живых животных и других случаях, проверка документов и осмотр товаров- в 3-х дневный срок. В это время
не входят сроки других органов, осуществляющих таможенный контроль (санитарный,
ветеринарный, экологический).
Таможенные органы
вправе в любое время проводить инвентаризацию товаров, находящихся под таможенным
контролем и по которым не уплачены таможенные платежи или в отношении которых представлены
льготы.
Независимо от выпуска
товаров, таможенный контроль за ними может проводиться
в любое время (если есть нарушение таможенных правил).
В этих случаях
таможенные органы имеют право проверять наличие товаров, документов и информации,
заявленной в таможенных декларациях.
Места, где осуществляется
подконтрольная деятельность, товары, помещения, в которых они находятся, могут идентифицироваться
таможенными органами. Это делается путем опломбирования, опечатыванием, нанесением
маркировки, идентифицированных знаков, проставления штампов, фотографирования. Средства
идентификации могут уничтожиться только таможенными органами или с их разрешения.
С разрешения таможни и под таможенным контролем могут перемещаться товары и проводиться другие операции.
Личный досмотр
проводится по решению начальника таможенного органа и как исключительная форма таможенного
контроля при наличии достаточных данных полагать, что гражданин, следующий через
границу, скрывает при себе и не выдает товары, которые являются объектами таможенного
правонарушения. Перед началом досмотра лицу объявляют о принятом решении, знакомят
его правами и обязанностями и предлагают добровольно выдать скрываемые товары. Личный
досмотр проводится должностным лицом одного пола, в присутствии понятых того же
пола в изолированном помещении. Обследование тела проводится медицинским работником,
в этом случае составляется протокол по установленной форме.
В отдельных случаях
и при необходимости таможенные органы могут проводить проверку финансово- хозяйственной
деятельности лиц - участников ВЭД.
При проведении
таких ревизий должностное лицо таможенного органа вправе:
-требовать представления
бухгалтерских документов и отчетов и знакомиться с необходимой информацией;
-получать справки,
объяснения;
-опечатывать помещения;
-изымать по акту
документы, если они будут проверяться в другом месте.
Решение о проведении
инвентаризации принимается начальником таможни. Изъятые документы должны быть возвращены
в минимально короткие сроки. Действия таможенных органов не должны причинять не
-правомерный ущерб. Информация конфиденциальная и должна
быть использована исключительно в таможенных целях.
Информация, составляющая
государственную, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, не
должна разглашаться и передаваться.
При необходимости
таможенные органы могут проводить повторный таможенный контроль. Он может проводиться
вне зависимости от выпуска товаров и транспортных средств и в любое время, если
появятся или имеются достаточные основания полагать о наличии нарушений таможенных
правил или международного договора, таможенный контроль за которым возложен на таможенные
органы. В этом случае таможенные органы вправе проверить повторно наличие товаров
и транспортных средств, сведения, заявленные в декларациях и других документах,
другую информацию, которая относится к внешнеэкономическим операциям.
Такая проверка
может проводиться в местах нахождения декларанта или любого лица, которое имеет
отношение к товарам, операциям, документам. При обнаружении нарушений эти лица несут
ответственность в соответствии с таможенным законодательством.
При проведении
таможенного контроля могут применяться технические средства, безопасные для жизни
и здоровья человека, животных и растений и не причиняющие ущерба товарам, транспортным
средствам и лицам.
Комплекс таких
технических средств принято называть «таможенной техникой».
Таможенная техника-это
совокупность технических средств, применяемых специализированными структурными подразделениями
таможенных органов для обеспечения решения возложенных на них задач. Основными видами
таможенной техники для таможенного контроля являются технические средства, которые
применяются для фактического досмотра товаров, транспортных средств и лиц, перемещающихся
через таможенную границу РТ.
Эти технические
средства позволяют установить подлинность и достоверность документов, определить
соответствие качества товаров и транспортных средств, данных, указанных в документах,
подтвердить правильность классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД.
С помощью технических
средств таможенного контроля обеспечивается возможность выявления тайников и сокрытых
вложений в проверяемом объекте, тем самым выявить или предупредить контрабандный
ввоз (вывоз) товаров.
Технические средства
таможенного контроля можно классифицировать в зависимости от их применения.
1-й класс -для оперативной
диагностики документов (выявление подделки, подчистки и т.д);
2-й класс- технические средства,
используемые для визуального наблюдения предметов в непрозрачных средах (в чемоданах,
коробках и.т.д);
3-й класс- для проведения
таможенного поиска и досмотра;
4-й класс –для выполнения оперативно-технических
действий (диагностика, определение классификации);
5-й класс- технические
средства таможенного оформления объектов таможенного контроля;
6-й класс- технические средства наблюдения за оперативной обстановкой
в зонах таможенного контроля;
7-й класс- технические
средства контроля носителей аудио- и видеоинформации.
Все указанные ТСТК- это комплекс специальных видов приборов и инструментов, применяемых
таможенными органами в процессе таможенного контроля с целью выявления различных
нарушений в сфере таможенного дела, которые
позволяют повысить эффективность работы таможенной службы и обеспечивать экономическую
безопасность страны.
Используя эффективные
методы таможенного контроля, сотрудники Согдийского регионального управления таможенной
службы при правительстве РТ в течение 2007 года добились определенных успехов; так,
в государственный бюджет перечислено 356 млн. сомони,
что составляет 110,1% от намеченного прогноза.
Объем внешнего
торгового оборота также заметно увеличился. Если объем экспертно-импортных операций
в течение 2006 года составлял 491,1 млн. сомони, то в
2007 году он составил 718,9 млн. сомони, то есть увеличился
на 46%, особенно со странами СНГ.
Оборот товаров,
подлежащих таможенному налогообложению, увеличился на 48,5%, по сравнению с аналогичным
периодом прошлого года, и соответственно поступления таможенных платежей увеличились
на 87,6%.
Все эти результаты
достигнуты благодаря эффективной работе сотрудников в области таможенного контроля,
а также урегулирования таможенных тарифов и установления таможенных цен на товары
и транспортные средства, пересекающие таможенную границу.
При осуществлении
таможенного контроля при экспортно-импортных операциях также выявлен ряд таможенных
правонарушений.
Только в течение
2007 года возбуждено 24 уголовных дела, 11 из них связаны с незаконным оборотом
наркотических веществ, 10 незаконным вывозом предметов исторической и культурной
ценности.
Для предотвращения
незаконного перемещения подакцизных товаров составлено 186 дел по административным
таможенным правонарушениям.
Общая сумма штрафов
по этим делам составляет 8413 сомони.
При осуществлении таможенного контроля в течение 2007 года установлены
2142 таможенных правонарушения, что по отношению к 2006 году на 588 случаев больше.
А общая сумма штрафов
при этом составила 757969 сомони.
Число раскрытых
таможенных правонарушений также увеличилось на 689 случаев.
В 2007 году в Согдийской
области зарегистрировано 58000 таможенных операций, а участниками внешнеэкономической
деятельности были 4972 юридических и физических лица, 108 тысяч пассажиров и их
багаж прошли через таможенный контроль.
Используемая литература:
1.
Таможенный Кодекс РТ-2005 г.
2.
Вестник Министерства по доходам и сборам РТ. № 11,
от 2005 г.
3. Таможенное
право РФ – учебная дисциплина по государственному стандарту. «Государствение и муниципальное
управление». - Москва 2005 г.
ХОЧАЕВ Х.А.
ОМИЛХОИ САМАРАБАХШИ
НАЗОРАТИ ГУМРУКИ
Муаллиф дар макола пахлухои мураккаби назорати гумрукиро тахлил намуда, намудхои назорати гумрукиро инъикос намудааст. Инчунин оиди ташаккули ин назорат дар фаъолияти хамаи сохторхои макомоти гумруки ибрози андеша шуда,
бахри дар оянда боз хам бехтар
гардидани амалиёти гумруки дар асоси далелхо таклифу пешниходхои мушаххас намудааст.
KHODJAEV H.A.
EFFECTIVE METHODS OF CUSTOMS CONTROL
The author analyses
the complicated aspects of the customs control, shows the various types of
customs control. The author offers his proposals for the development and
improvement of the customs control.