САИДОВ Г.А.
ПОНЯТИЕ «ГРАЖДАНСКОЕ
ОБЩЕСТВО» И ЕГО ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Понятие «гражданское общество», знакомое еще с античных
времен, заметно эволюционировало, хотя до сих пор не получило однозначного и
ясного определения. В научном значении понятие «гражданское общество» ввел в
действие немецкий философ Г.Гегель. Его исследования и
размышления сводились к представлению об отношениях, составляющих гражданское
общество, как об идеальных, когда воплощаются в жизнь идеи права как высшей
справедливости, основанной на недопустимости произвола и гарантировании равной
для всех членов гражданского общества меры свободы[1].
Значит, это те нормативные требования, которые складываются и существуют в
гражданском обществе независимо от их государственного признания и закрепления
в законах. Следование им со стороны государства является залогом того,
что закон в таком обществе и государстве приобретает правовой характер, т.е.
они не только воплощают в себе государственную волю, но эта воля в полной мере
соответствует требованиям справедливости и свободы. Таким образом, гражданское
общество и государство представляют собой социальные универсалии, идеальные
типы, отражающие различные стороны и состояния жизни общества, противостоящие
друг другу.
Действительно, противосостояние существует, и без него
гражданское общество и правовое государство невозможного образовать. Некоторые
ученые утверждают, что «гражданское общество - это наша жизнь, которая для
своего поддержания не нуждается в государстве, поскольку создается за счет
низовых инициатив»[2],т.е.непосредственно с помощью общественности и рынка.
Если заглянуть в историю, понятие «гражданское общество» с
античных времен стояло перед мыслителями. Проблема гражданского общества
исследовалась выдающимися мыслителями древности, нового и новейшего времени,
такими учеными как Платон, Аристотель, Т.Гоббс, Дж. Локк,
Ж.Ж.Руссо, Н.Макиавелли, К.Маркс, Г.Гегель, А. Грамши, Н.Новикова, А. Фергюсон,
Радищев, М.Бакунин, П.Кропоткин, Б.Чичерин, П. Новгородцев, С.Соловьев,
П.Пестель и другие.
К.Маркс тоже выражал свои мнения по поводу гражданского
общества и рассматривал гражданское общество как общественную организацию,
развивающуюся непосредственно из производства и обращения. Можно сделать вывод,
что К.Маркс для преодоления разрыва между гражданским обществом и государством
в условиях капитализма указал на создание нового общества, т.н.
коммунистического общества без государства, значит, индивидуальное начало
полностью растворяется в коллективе.
Итальянский ученый Антонио Грамши тоже внес вклад в
развитие теории гражданского общества. А.Грамши выделял две основных вида
общества: «политическое общество» и «гражданское общество». При этом
государство у него выступает главным элементом власти. Именно от государства
зависит то, как будет развиваться гражданское общество. Он утверждал, что между
государством и гражданским обществом должны существовать сбалансированные
отношения и в будущем общество поглотит государство и перерастет в
самоуправление масс[3].
Согласно этим мнениям А.Грамши, можно оценить состояние
гражданского общества в развитых современных государствах, например в США,
месте привычного воплощения гражданского общества. «В США общественные группы
(НПО, общественные объединение, политические партии) играют очень большую роль,
образуя нечто вроде буфера, посредника между избирателями и теми, кто пришел к
власти по партийным избирательным спискам»[4].
Непосредственно США является примером для многих государств
и основным источником для образования правового и гражданского общества. Эти
проблемы и развитие гражданского общества мы всесторонне рассмотрим в следующих
параграфах.
В современной науке тоже предлагают новые взгляды на
гражданское общество. Например, «гражданское общество»-это общество с развитыми
политическими, культурными, правовыми и экономическими отношениями между его
членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество
граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и
морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые
отношения.[5]
В результате изучения мнений учёных о гражданском обществе
и изучая современные развитые и неразвитые государства, можно придти к мнению,
что в практическом понимании этого феномена слишком много вопросов, и по поводу
самого понятия «гражданское общество» тоже. Например, одни
считают, что гражданское общество представляет собой некую систему
взаимоотношений между государством, властью, с одной стороны, и индивидуумами,
организованными в негосударственные, неправительственные объединения,
функционирующие независим от административной системы, - с другой[6].Можно
сказать, что почти во всех постсоветских государствах существует гражданское
общество, но ещё далеко и не сопоставимое с западом. Тем не менее,
гражданское общество существует, и этому примером является развитие
неправительственных, неполитических, некоммерческих объединений, таких как НПО,
организации социальной помощи и взаимопомощи, экологи и правозащитники, женские
и молодёжные движения, научные, культурные и этнические сообщества,
исследовательские и просветительские центры, профессиональные и
предпринимательские объединения, клубы по интересам и благотворительные
институты.
Другие учёные утверждают, что «гражданское общество» - это
высшая ступень развития общества, определённая совокупность самоуправляющихся
общественных институтов и отношений, которые, функционируя наряду с другими
элементами общественной системы, обеспечивают приоритетное место человеку с его
правами, свободами и обязанностями.[7]
Если изучить оба мнения, можно придти к выводу, что они
между собой тесно связаны и можно предлагать единое объяснение, т.е.
гражданское общество - это общество с развитыми взаимоотношениями между
институтами гражданского общества и государства, где руководящая роль дана
человеку и его правам и свободам. Из этого можно сделать вывод, что гражданское
общество тесно связано с правовым государством и экономическими факторами.
«Частная собственность порождает независимых граждан. Независимые граждане
составляют общество, а складывающееся гражданское общество, в свою очередь,
ведет к возникновению правового государства»[8]. «Факт наличия гражданского общества предполагает
существование автономных, суверенных,
свободных личностей, равных друг другу и обладающих частной
собственностью на условия своей жизнедеятельности».[9]
Продолжая мысль о взаимосвязи гражданского общества и
правового государства, нужно отметить, что правовое государство - это такое
взаимодействие государства и права, регулирует внутренние правовые отношения, в
центре которых стоят права и свободы человека и гражданина, т.е. люди,
граждане, общество являются центральным звеном в правовом государстве. А отсюда
и взаимодополняющая и взаимоутверждающая связь правового государства и
гражданского общества.
Один из параграфов посвящен взаимосвязи гражданского
общества, где мы будем всесторонне изучать этот вопрос.
По поводу понятия «гражданское общество» высказывали свои
мнения и таджикские учёные, такие как Хамидов Х.Х., Сотиволдиев Р.Ш., Имомов
А.И, Хасанов С.Х., Зариф Ализода, Зойиров Р., Каримов Ш.,Негматов Н. и т. д..
Гражданское общество - это совокупность
внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных,
культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных) , имеющих
относительную самостоятельность, автономность, застрахованность от
произвольного вмешательства государства.[10]
А таджикский учёный Сотиволдиев Р.Ш. гражданское общество
трактует по – своему, т.е. как либеральное общество. Его либеральное общество
прежде всего основывается на общечеловеческих и гуманитарных правах, и оно
самоуправляемо. В этом обществе развиваются свободные экономические действия,
частное предпринимательство, и гражданская свобода и государство будут
находиться под надзором граждан и права. Такое государство он называет
либерально-демократическим.[11]
Нужно отметить, что институты гражданского общества играют
очень большую роль в образовании этого общества. Основой для появления
институтов гражданского общества считаются буржуазные реформы, как и само
понятие «гражданское общество». В результате этой реформы были организованы
земства, городские думы, проведены судебные реформы. Переход к
капиталистическому товарному производству способствовал единению экономической
жизни всех членов общества и одновременно делал его более дифференцированным,
сложным, комплексным, многообразным и многослойным. Капитализм привёл к резкой
дифферециации и тесному взаимовлиянию разного рода общественных движений и
институтов.
Первыми институтами
гражданского общества новейшего времени были интеллигенция, земские управы,
городские думы, профсоюзы и т.д. А советские общественные организации были:
комсомольские, пионерские, профсоюзные и профессиональные организации, и с этих
организаций берут начало институты гражданского общества постсоветских
государств.
Появление гражданских институтов, их формирование,
активизация деятельности изначально представляли собой конфронтацию с властью.
Негосударственные институты по мере своего развития последовательно боролись за
право каждого участвовать в государственных делах, против монополии
самодержавного государства на власть.[12]
С развитием самого понятия гражданского общества
одновременно расширилось понятие об институтах гражданского общества. Сейчас институтами гражданского общества являются политические
партии, добровольно, спонтанно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся
общности людей, такие как семья, кооперации, ассоциации, хозяйственные
корпорации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, а также
экологи, правозащитники, женские и молодёжные движения, исследовательские и
просветительские центры, предпринимательские объединения, клубы по интересам,
благотворительные институты и средства массовой информации. Эти
институты являются основой гражданского общества и основным источником его
образования.
В результате исследования данной проблематики, т.е. понятия
«гражданского общества» и его основных институтов, мы пришли к выводу, что
появление самого термина «гражданское общество» дало большой толчок к развитию
политической и юридической науки и стало основой для строительства
демократических и правовых государств.
В современной науке понятие «гражданское общество» остается
дискуссионным, нужно разработать конкретный термин «гражданское общество» и
закрепить его как отдельный конституционный институт.
Изучая все представленные мнения учёных, можно придти к
выводу, что гражданское общество –это развитые экономические, культурные,
политические и правовые общественные отношения, в которых вырабатывается и
реализуется свободное взаимодействие многочисленных групп и мирной конкуренции,
в результате чего возникает естественное равновесие интересов, где государство
является охранником и поддерживающим это равновесие. В этом случае государство
должно действовать только при согласии этих свободных групп.
САИДОВ Г.
МАФХУМИ ЧОМЕАИ
ШАХРВАНДИ ВА ИНСТИТУТХОИ АСОСИИ ОН
Аз замонхои кадим мафхуми чомеаи шахрванди дар маркази
диккати олимони намоен ба монанди Афлотун, Арасту, Сисерон ва дигарон меистод.
Лекин аз чихати илми мафхуми «чомеаи шахрванди»-ро файласуфи немис Г.Гегел
истифода бурдааст.
Чомеаи шахрванди - ин чомеаест, ки дар он шакли
инкишофёфтаи муносибатхои сиёси, мадани, хукуки ва иктисоди байни аъзоёни он ба
назар мерасад ва он бе дахолати давлат, вале бо хамоханги бо он амали мегардад.
Чомеаи шахрванди дорои институтхои худ мебошад, ки инхоанд: хизбху харакатхои
сиёси, оила, муассисахои хочаги, иттифоки касаба, химоячиёни хукук, муассисахои
эчоди, варзиши, марказхои тадкикоти, ташкилотхо воситахои ахбори умум ва гайра
ва дар макола рочеъ ба хусусиятхои ин чомеа сухан рафтааст.
SAIDOV G.
THE CONCEPTION OF THE
CITIZENSHIP AND ITS MAIN INSTITUTES.
Since ancient times the conception
of the citizenship fixed attention of scientists. Such as: Aflotun, Arasty,
Siseron and others. But from the scientific point of view the conception
“citizenship” was used by German
philosopher G. Gegel.
The citizenship –it’s a society in
which all kind of developed political, law, economic, cultural market relations
exists and they fulfilled without state interference but with its coordination.
The citizenship has its own Institutes such as: political movements and
parties, family, agricultural
enterprises, trade-union organization, right defenders, sports
organizations, creative centers, research centers,Media and others. There is also
touched the other special features of this society.
[1] Гегель. Философия
права.М.1990-.стр.193.
[2] Дарендорф Р.После
1989.Мораль,революция и гражданское
общество.М.,1998.
[3] Социологическая
энциклопедия. М, : Издательство
«Мысль»: 2003. Т-1.
[4] К.Фицпатрик.Опыт
американского правозащитного движения.,Просветительские семинары
Московской Хельсинской группы, М-1999,
стр.92.
[5] Политология.
Энциклопедический словарь.-М.,1993
[6] Кочетков А.П.Россия на
пороге 21 века.М.,1998.,стр 112
[7] Алексанян А.С. К вопросу
об определении понятия «гражданское
общество».М.,1999-стр.78
[8] Каримов Ш.Роль НПО в
формировании гражданского общества в Таджикистане.,Д.,-2002-стр.58
[9]Колесников В.В.
Экономические основания гражданского общества и правовой
государственности.-стр.61
[10] Хасанов С.Х. Теория
государства и права в схемах и определениях.Худжанд-2001.,стр.71
[11] Сотиволдиев Р.Ш
.Назарияи хукук ва
давлат.,Д-2002.,стр.525
[12] см.Ганшин В.Г.Формирование
гражданского общества в России и Китае, М.,-2007.,стр.10